Главная | Мой профиль | Выход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 21:50 Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Индекс цитирования.
Меню сайта
Категории раздела
Консультации, рекомендации [33]
Мастерилка для всех [4]
Поделки из бумаги, картона и др.
ВИДЕО [1]
мультфильмы, развивающие программы
Компьютерные игры [1]
Образовательные игры, обучение счету, чтению, окружающий мир.
Мастерилка (для девочек) [20]
Мастерилка (для мальчиков) [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 111
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Я - Учитель! Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

Родителям на заметку

Главная » Статьи » Консультации, рекомендации

Как организовать логопедические занятия дома .

 

 

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Л» 

·         Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным;

·         Губы открыты;

·         Зубы разомкнуты;

·         Воздух выдыхается умеренной струёй;

·         На ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.

·         Голосовой моторчик работает.

 

Подготовительные упражнения для звука «Л» 

       Упражнения для губ и челюстей. Открыть широко рот, как при произнесении звука «А». Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.

      Упражнение для языка. 1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ковшик»).

Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

       Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

3) Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.

       Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука «Л».

4) Произнесение длительного звука «Л».

Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук «Л». Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха. 

 

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «С» и "З" 

·         Кончик языка упирается в нижние передние зубы;

·         Губы в положении «улыбки», и не закрывают зубов;

·         Зубы в положении «заборчика»;

·         Воздух выдувается с силой посередине языка;

·         На ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.

·         Голосовой моторчик не работает. (При произношении звука "З" - работает).

 

Нормальная установка органов артикуляции при произношении звука "Ц":

·       Кончик языка упирается в передние нижние зубы, язык при­поднят и выгнут. 

·       Передняя часть спинки языка смыкается с не­бом. 

·       Язык широко распластан, боковые края напряжены. В мо­мент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с не­бом. Кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов. 

·       Губы растянуты в улыбке. 

·       Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются. В момент размыкания языка с небом воздух выдыхается толчком. 

·       Звук Ц - согласный, твердый, глухой.

 

Подготовительные упражнения

для звуков «С», «З»

       Упражнения для развития напора воздуха. 1) Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упражнение.

2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторять упражнение.

3) Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

       Упражнение для губ. Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряжённом положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука «С».

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук «С – С – С». Повторять упражнение.

       Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук «С» получается неясным, не свистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.

3) Проделать несколько раз упражнение без использования палочки. 

 Нормальную установка органов артикуляции при произнесении звука «Р» 

·         Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам);

·         Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

·         Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол;

·         Губы открыты;

·         Зубы разомкнуты;

·         На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха;

·         Голосовой моторчик работает.

 

Подготовительные упражнения для звука «Р»

       Упражнение для выработки напора воздуха. Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

      Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка. 1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.

Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.

       Примечание. Могут быть следующие неточности:

©     Язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью.

©     Губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна.

Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторить упражнение.

      Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.

 

 

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Ш»

·         Кончик языка в форме «чашечки» поднят к передней части нёба (у альвеол);

·         Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;

·         Мышцы языка не слишком напряжены;

·         Губы округлены и выдвинуты вперёд в форме «рупора»;

·         Между зубами маленькая щелочка;

·         Воздух выдыхается равномерно посередине языка;

·         На ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха.

·         Голосовой моторчик не работает.

 

Подготовительные упражнения  для звука «Ш»

      Упражнения для губ. Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука «О». Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

      Примечание. Губы слишком вытянуты вперёд (как при произнесении звука «У»). При этом углы губ соприкасаются и, следовательно, вовлекаются в работу, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для выходящего воздуха.

      Упражнение для развития выдоха. Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки – ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ребёнка необходимой силы воздуха.

      Упражнение для языка. Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз.

     Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.

     Упражнение. Произнесение длительного звука «Ш». Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не вынимая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладонью руки. Слышится длительный звук «Ш – Ш – Ш».

       Примечание. Вместо звука «Ш» слышится звук, похожий на звук «Ф». Это означает, что углы губ вовлекаются в работу.

       Проделать упражнение с постепенным выниманием палочки (ложечки) из-под языка.

В завершении проделать упражнение без использования палочки.

 



Источник: http://evita15-konewa.narod.ru/index/0-23
Категория: Консультации, рекомендации | Добавил: Medea (06.02.2014) | Автор: Наталья E W
Просмотров: 636 | Теги: Логопедические игры и упражнения, Логопед в д/саду, консультация для родителей | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт


Поиск








Copyright MyCorp © 2024