Главная | Мой профиль | Выход | RSSСреда, 22.11.2017, 10:12 Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Индекс цитирования.
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Я - Учитель! Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

Клуб "На пороге школы"

 
                                                                      
 
СОВЕТЫ ТЁТУШКИ СОВЫ      

 Готовность к школе: Что мы не понимаем?

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»

Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.

В чём же суть «готовности»?

Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.

Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками пользуются привычными для себя методами обучения – вузовскими. А школьников нужно учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот – оно их порождает.

Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.

Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.

Что отличает ребёнка, готового к школе?

Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п. , это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.

Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.

Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.

И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».

Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».

Вот такие специфические составляющие школьной готовности.

Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить.

Он ещё не доиграл.

 

  

Школьное "пора"

Кажется, еще вчера ваш малыш изъяснялся знаками в песочнице. А сегодня уже самостоя­тельно читает про Гарри Потера, бегло считает до ста и обратно и бодро декламирует на табуретке английский стишок. И у вас возникает вполне законный вопрос: «Не пора ли ребенку в школу?»

Таким вопросом современные родители начинают задаваться все раньше. И все чаще приходят к выводу, что чем быстрее в школу, тем лучше. А если школа специализированная, то совсем хорошо. Учителя к таким наполеоновским планам относятся скептически. Говорят, что вундеркиндов с годами больше не становится. Ведь готовность к обучению не ограничивается навыками письма, чтения и счета. Это целый комплекс физиологических и психологических характеристик развития, на которые родители зачастую просто не обращают внимания.

Большинство этих характеристик, как говорят специалисты, созревают к шести с половиной годам. Именно в это время малыша формально можно отдавать в школу. Но природа не знает четких возрастных ограничений, и то, что у одних развивается к шести годам, у других формируется только к восьми. Все это важно иметь в виду, чтобы избежать в дальнейшем серьезных проблем: скороспелый первоклассник может утомляться, капризничать, не справляться с заданиями, бояться учительницы, конфликтовать со сверстниками и проситься обратно в песочницу. Так что родителям (вместе с учителем и психологом) стоит оценить развитие ребенка со всех сторон. И уже потом решать, идти ли в первый класс сейчас или подождать.

Если же в этом году малыш по каким-то качествам не созрел, а в следующем будет уже переростком, важно выбрать нужную школу. Чтобы избежать возможных ошибок.

Ошибка N 1. «За компанию» Ирина Ч., г. Москва:
«В этом году наш старший сын, Сережа, идет в первый класс. И гордится этим невероятно. Мы уже выбрали школу, купили портфель и даже пенал с Королем Львом. А тут и младший, Петя, туда же: ходит по квартире с Сережиным рюкзаком, каждый раз прибегает показать, что нарисовал грибок лучше брата, и просится в школу. Вот мы с мужем и подумали: а почему бы нет? Разница в возрасте у них чуть больше года, Петя читает с пяти лет, считает не хуже брата. Пусть они и идут один с семи, а другой с шести, заодно не будут скучать друг без друга. К тому же у нас у всех знакомых шестилетки уже в школе».

Отправлять ребенка в школу, руководствуясь только его просьбами, очень рискованно. Зачастую его «хочу» означает не желание учиться, а охоту следовать внешним атрибутам — носить портфель, называться учеником, поскорее вырасти и стать как старший брат. Здесь важно убедиться, что ребенок действительно предпочитает учебу игре. Читая книгу, прервитесь на самом интересном месте и спросите, что он хочет делать — читать дальше или поиграть в машинку. Если он выберет машинку, о школе говорить еще рано. Помимо желания учиться малыш также должен уметь адекватно смотреть на себя и воспринимать критику. Если он уверен, что всегда все делает лучше всех, он не будет продвигаться в учебе (зачем стараться, если он и так идеален?). Но что, же делать, если ребенку уже исполнилось семь лет, а он все еще выбирает машинку? Неужели сидеть дома? Нет, конечно. Но постарайтесь обеспечить малышу комфортные условия обучения. Здесь очень важно найти нужного учителя, доброжелательно настроенного, который бы постарался максимально облегчить первокласснику вхождение в школьную жизнь.

Ошибка N 2. «Хорошая подготовка» Дмитрий М., г. Владивосток:
«Мы с женой серьезно подошли к воспитанию сына Саши, чтобы он вырос достойным человеком. В три года он пошел в бассейн и на танцы, в четыре занимался с дошкольным педагогом чтением, математикой, английским, ходил в теннис и музыкальную школу. В его годы я об этом и мечтать не мог. Вопрос, во сколько идти в школу и в какую именно, перед нами не стоял. С шести лет сын пошел в гимназию, как и ожидали, стал приносить одни пятерки. А во втором классе наш послушный Сашка начал дурить. В школу — со слезами, из школы — с головной болью. Учительница жаловалась жене, что он на уроках часто ловит ворон, не может ответить на простейший вопрос. Среди пятерок стали мелькать четверки и даже тройки. Жена просит перевести ребенка в обычную школу, говорит, он не успевает. А я не хочу, чтобы мой сын рос дураком. В первом классе-то он справлялся. А сейчас просто обленился».

Самая распространенная ошибка — определять готовность ребенка к школе по уровню общего развития. Благодаря телевидению сегодняшние дети много знают об окружающем мире, активно воспринимают любую новую информацию. К тому же с ними начинают заниматься еще с пеленок (за исключением неблагополучных семей). Неудивительно, что к пяти-шести годам запас накопленных знаний кажется родителям более чем достаточным («Я в его годы только «Мама мыла раму» по слогам складывал, а он уже три года французский учит»). Вся сложность ситуации заключается в том, что такие умения легко бросаются в глаза и зачастую служат единственным критерием для выбора «серьезной» школы. В результате дети оказываются не готовыми к более сложным мыслительным операциям, возложенные на них задачи и требования родителей оказываются им не по силам. Чтобы неуспеваемость ребенка не стала для вас неприятным сюрпризом, убедитесь, что у него сформированы основные инструменты обучаемости, в первую очередь память и внимание.

Ошибка N  3. «Схватывает на лету» Марина В., г. Москва:
«Маша всегда удивляла нас своей способностью замечать и запоминать малейшие детали. Ведя дочку в первый класс, я была уверена, что она будет схватывать слова учительницы на лету и проблем с обучением у нас точно не будет. И как же я удивилась, когда Светлана Вячеславовна сказала мне, что Маша на уроках невнимательна, часто отвлекается, неусидчива, не способна довести до конца ни одно задание. Я, конечно, и дома замечала, что дочь часто переключается с собирания мозаики на кукол, потом на чтение книжки и обратно. Но была уверена, что ей просто неинтересны детские занятия. А в школе ее сумеют заинтересовать».

Родители часто принимают детскую восприимчивость к окружающему миру за готовность к обучению. На самом деле, речь идет о непроизвольном внимании, когда ребенок одинаково бурно реагирует на все события — кто-то чихнул, птица пролетела. Благодаря этому и возникает эффект, когда ученик ловит ворон. Обычно же ребенок должен идти в школу, когда у него возникает другой вид внимания — произвольный. В норме этот механизм формируется к семи-восьми годам. Он и помогает первокласснику выделить главное и второстепенное, сосредоточиться на одном задании, усидеть на месте. У детей с неустойчивым вниманием и низкой памятью, как правило, возникают трудности по основным предметам — письму, чтению, математике. Причем пробелы в знаниях всплывают во втором классе. Если ваш малыш еще не может 10–15 минут, не отвлекаясь, заниматься одним делом или, наоборот, при необходимости переключиться с одной деятельности на другую, весь урок пройдет мимо него. Если ребенку еще не исполнилось семь лет, со школой лучше подождать. Если исполнилось — лучше не отдавать его в специализированный класс. И еще как можно чаще повторяйте с ним пройденный материал, попросите учителя уделять ему больше внимания.

Ошибка N 4. «Не следить за языком» Нина П., г. Зеленоград
«Сейчас много говорят о том, что учить ребенка языку надо как можно раньше. Алеше мы наняли учителя английского в четыре года. А заодно пригласили логопеда, так как у нас были некоторые проблемы со звуками. Когда настала пора идти в школу, мы, естественно, пошли в языковой класс. Правда, у нас осталась небольшая запинка в речи и особыми успехами в английском мы похвастать не могли. Но тесты прошли успешно. Сейчас я жалею о своем решении быть как все. Уже через пару месяцев у сына начались проблемы — его запинки привели к прерывистости речи, растягиванию слов. Алеше было трудно зубрить слова по нескольку часов в день, он стал жаловаться на усталость, плохо спать. В результате через три месяца мы перешли в обычный класс».

Несформированность речи — очень частый недостаток. По результатам исследования, она встречается почти у 60% первоклашек. И сюда относятся не только запинки и заикание, но и неправильное произнесение звуков, неумение выделить звук в начале-конце-середине слова, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составлять связный рассказ по картинкам. Такие дети плохо осваивают письмо и чтение, в самых запущенных случаях оказываются вообще неспособными к обучению. Если у вашего малыша есть хоть какие-то проблемы с речью, надо обязательно заниматься с логопедом, в том числе и в начальных классах. При этом не рекомендуются школы с интенсивным обучением и углубленным изучением иностранного языка. Кроме того, некоторые нарушения речи (в частности, заикание) могут говорить о слабой нервной системе. Обратите внимание, хорошо ли ребенок спит, не мучают ли его страхи (темноты, одиночества), не излишне ли он раздражителен, нет ли у него навязчивых движений (подергивания мышц лица, шеи, моргания), не грызет ли он ногти. Если вы насчитали несколько признаков, лучше проконсультируйтесь с врачом-психоневрологом. Нервные дети плохо осваивают всю программу — чтение, письмо, математику. Им нужен щадящий режим обучения, с одним днем отдыха в течение недели (лучше в четверг), обязателен дневной сон. Выполнение домашнего задания не должно занимать больше часа.

Ошибка N  5. «Тепличные условия» Галина К., г. Москва
«Оленька в детстве часто болела, поэтому в детский сад мы ее не водили. Дочка сидела дома с бабушкой, росла активной, любознательной девочкой. Любила читать книжки про животных, обсуждать новости и сериалы, спорить о политике. Правда, бабушка ее немного избаловала, а еще Оля привыкла к ее обществу, так что ни в одном детском кружке долго не задерживалась. Когда пришла пора идти в первый класс, Оля не выразила особой радости. А уже третьего сентября пришла домой в слезах, сказала, что дети ее дразнят, учительница злая, и вообще она голодная, потому, что не успела пообедать».

Вхождение в школьную жизнь — стресс для любого ребенка. Особенно для малышей, которые до этого были неоправданно изолированы от других людей. Школа — социальное учреждение, которое живет по своим правилам, и всем новичкам приходится к ним приспосабливаться. Если ребенок не общался со сверстниками, ему будет сложно войти в коллектив, завести друзей. Если он привык слушать только маму и бабушку, он не сможет адекватно воспринимать требования «чужого» взрослого, перейдет в разряд неуправляемых или наоборот замкнется в себе. К тому же у слишком опекаемых детей часто не сформированы основные бытовые навыки. Они с трудом застегивают пуговицы, не умеют зашнуровывать ботинки, быстро собирать вещи. Мелочи, конечно, но в результате ребенок будет копаться на переменах, опаздывать на прогулки, не успевать поесть. Все это может существенно осложнить жизнь и первоклашке, и преподавателю. Особенно если учительница требовательна, привыкла, чтобы все было по правилам, не любит «миндальничать». Родителям важно обеспечить максимально мягкий переход в новую жизнь. Не отдавать на продленку. Найти милую, добрую преподавательницу и объяснить ей особенности ребенка. Тогда она сможет мягко и тактично приучить малыша к новым правилам. А также помочь ему войти в круг сверстников. Правда, желательно, чтобы класс был с минимальной наполняемостью — 7–12 человек.

Комплексная проверка

Убедитесь, обладает ли будущий первоклассник следующими характеристиками:

  1. Социальное развитие — ребенок общителен, неагрессивен, легко адаптируется в новой обстановке (в гостях, в поездке).
  2. Организация деятельности — дошкольник выполняет задание по образцу, доводит работу до конца, видит свои недостатки.
  3. Общее развитие — имеет элементарный запас сведений о себе и о мире, видит сходство и различие предметов, умеет делать вывод.
  4. Развитие внимания и памяти — может удерживать внимание 10–15 минут, способен запомнить 10 разных слов или четверостишие после 3–4 повторов.
  5. Речевое развитие — правильно произносит все звуки, грамотно строит предложения, может сам составить рассказ по картинкам.
  6. Развитие движений — умеет бегать, прыгать, делать повороты, развороты, способен манипулировать мелкими предметами, может чертить вертикальные и горизонтальные линии, круг, квадрат.
  7. Зрительно-пространственное восприятие — способен срисовывать фигуры, буквы, цифры и различать их положение в пространстве (сверху-снизу, справа-слева).
  8. Личностное развитие — ребенок хочет учиться, сделать что-то лучше, активно интересуется новым, знает, что такое хорошо, что такое плохо.
  9. Здоровье — малыш болеет простудой не чаще 3–4 раз в год, нет хронических заболеваний и психических отклонений.

 

Учитесь на здоровье

При нормальном развитии ребенка можно отдавать в школу и с шести лет. Только если он совершенно здоров.

Здоровье — главный фактор успешного обучения. К сожалению, почти 80% детей имеют физические или психические отклонения. Почти 40% первоклассников болеют раз в полтора-два месяца, по 7–10 дней. В результате они много пропускают и долго восстанавливаются. У них низкая работоспособность и высокая утомляемость. Им трудно даются письмо, чтение и математика. Если ваш ребенок часто болеет, не торопитесь с поступлением в школу. Сосредоточьтесь на укреплении здоровья малыша.

  

 

 

 

Вход на сайт


Поиск



«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930





Copyright MyCorp © 2017