В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых.
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьём к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живёт только ценное, великое, идущее из глубины души. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой. Народный мастер создаёт разные изделия. Это и солонки с хохломской росписью, и хлебницы, и Городецкие расписные блюда.
Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными матрёшками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся богородские игрушки-шкатулки и каргопольские игрушки. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетёные корзины, половинки из лоскутов и другие предметы народных умельцев. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям, Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.
Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сёстрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта. Навыки, полученные детьми во время занятий декоративной лепкой, могут использоваться ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными.
Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам. Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребёнка во время лепки, обогащая представление об окружающем мире. Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность ребёнка.
Предметы прикладного искусства народов России могут стать ценным материалом не только для художественного, но и для всестороннего воспитания каждого ребёнка.
Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают эти игрушки и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание к творчеству.
Источник: http://dohcolonoc.ru/cons/4677-narodnoe-dekarativno-prikladnoe-iskusstvo.html |