Цель: Показать актуальность Сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста.
Форма проведения: семинар-практикум.
Мое педагогическое кредо: «Содействовать становлению ребёнка как личности»
Подготовительный этап: разрабатывала сценарий семинара-практикума, продумывала вопросы, условия проведения.
Используемая литература: Белобрыкина О.А. «Речь и общение» (пособие для родителей и педагогов); Шорохова О.А. «Играем в сказку»; карты Проппа; Масько Л.Г. зрительная гимнастика; аудиозапись Прилипчивый телевизор автор Холкина Т.А.
Ход проведения семинара
Вступительное слово:
Ведущий: Свой семинар мне хотелось бы начать со слов Д. Родари
«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критические воспринимать окружающее »
Семинар построен по принципу игры – путешествия, что поможет педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру Сказкотерапевтического занятия.
Сказки... Волшебство... Вы услышали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды...
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой Сказкотерапии.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.
Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны…
Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей
Структура
I этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление педагогов как можно обучать дошкольников посредством сказок , без дидактики и нравоучений.
Ведущий: Уважаемые коллеги присаживайтесь, пожалуйста, в кружок, расскажу я вам сказку…
СКАЗКА
Жили – были в одной сказочной стране маленькие человечки. Они были очень любознательны, любили экспериментировать, фантазировать и придумывать. Но больше всего на свете они любили сказки! Благодаря сказкам познавали мир и передавали свои знания из поколения в поколения.
Но однажды произошло одно событие, которое в корне изменило всю их жизнь.
Одна очень добрая Фея прочитала в своей волшебной книге, что есть такая страна, жители которой живут без образца и не знают даже элементарного как правильно все делать.
Не порядок решила она, но это поправимо, я их всему научу и она в тот же миг перенеслась на своем волшебном зонтике в Маленькую страну.
Фея так усердно принялась за работу. День и ночь неустанно создавала образцы и складывала в большую папку с названием «Делай как я!».
Добрая Фея старалась всему научить маленьких человечков, дать им больше знаний, заполнить ими все свободные места головного мозга. Увы, действия Феи не произвели ожидаемого результата. Жители Маленькой страны стали грустные, усталые и совсем разучились фантазировать. Память и внимание у них не развивались, а думать самостоятельно они разучились.
А самое страшное! Перестали верить в сказку!
Фея просто разрыдалась: « Но что же я сделала не так? Почему такой результат? Ведь я хотела, как лучше!»
С тех пор она по ночам перелетает на своем волшебном зонтике из одной страны в другую, заглядывает в окна домов и ищет ответы на свои вопросы.
Ведущий: Сегодня ночью Фея заглянула и в мое окно. Мы с ней долго беседовали, она и поведала мне эту грустную историю. А я пересказала ее вам, слово в слово.
И вот, что подумала: « А не попробовать ли нам помочь ей? Может ответы на ее вопросы окажутся не такие сложные, как на первый взгляд?»
- Поможем? (ответы)
- Я предлагаю нам всем вместе отправиться в Маленькую страну. Но не в настоящее время, когда результат проделанной Феей работы нанес на нее уже свой отпечаток, а в прошлое, когда жители Маленькой страны были веселы и беззаботны. Вы согласны перенестись в сказку? (ответы)
- Чтобы не заблудиться в сказке мне Фея оставила карту Маленькой страны.
(На ЭКРАНЕ появляется карта Маленькой страны)
|