ПОСМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ...
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вашему вниманию Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
Слайд 1
Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- А сейчас хочу познакомить со структурой своего мастер-класса.
Слайд 2
Цель мастер-класса: Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Слайд 3
Этапы проведения мастер-класса:
Презентация педагогического опыта:
- кратко характеризуются основные идеи метода сказкотерапии;
- описываются достижения в работе;
- доказывается результативность деятельности детей, свидетельствующая об эффективности метода.
Проведение имитационной игры:
- педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями,
демонстрируя приемы эффективной работы с детьми.
Моделирование:
- мастер организует самостоятельную работу «детей» и управляет ею.
- педагоги-дети выполняют самостоятельную работу;
Рефлексия:
- Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
Вступительное слово:
Уважаемые коллеги! Свой мастер класс мне хотелось бы начать со слов Д. Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее »
Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?
Поэтому, обучение детей дошкольного возраста с использованием элементов сказкотерапии, является, на мой взгляд, интересным и актуальным.
Слайд 4
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства.
Метод сказкотерапии используется психологами в целях коррекции эмоциональных проблем человека. Из этого метода я использую в своей практике алгоритм построения занятия и некоторые методы и приемы.
Почему я рекомендую вам использовать элементы сказкотерапии в обучении и воспитании детей? Потому что, работая по этой теме, я получила реальные результаты:
Слайд 5
- Установление психологического комфорта в коллективе (сократились конфликты между детьми; по результатам опроса родителей: 100% детей с удовольствием идут в детский сад).
- Умение детей аналитически и творчески работать со сказкой (использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности; овладение умением моделировать сказки, опираясь на модели, на карты Проппа; умение сочинять сказки).
Слайд 6
- Формирование личностных качеств воспитанников (самостоятельности; активности; проявления инициативы в художественной деятельности; обладания яркой индивидуальностью; чувства доброты, сострадания; позиции бережного отношения к окружающему миру; коммуникативных навыков).
Мой мастер-класс построен по принципу игры-путешествия, что поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.
Прежде, чем начать нашу работу, я познакомлю вас с основными этапами занятия:
Слайд 7
I этап. Организационный момент, на котором я использую приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу.
II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей, о чем- либо.
III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу. (Он может быть произвольным).
IVэтап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.
V этап. Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой.
VI этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку».
VII этап. Рефлексия. Когда мы «возвращаемся» в группу, подводим итог, что у нас всё получилось, и мы справились с этой проблемой только потому, что были все вместе, выполняли дружно. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может творить настоящие чудеса.
Уважаемые коллеги я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…
Слайд 8
Первый этап – это организационный момент, на котором я использую приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу.
Попрошу «детей» выйти в круг для приветствия.
Уважаемые гости вы можете поприветствовать друг друга не вставая с места.
Беремся все за руки и повторяйте за мной:
Приветствие: «В кругу друзей»
«Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!» Найдите глазками дружка и подарите ему частичку своей души, одарите его своей самой теплой улыбкой!
Второй этап
Далее следует - проблема практики, обычно на этом этапе я рассказываю детям сказку, из которой вытекает какая либо проблема. Я использую проблемный метод с целью мотивации детей.
Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел.
Сегодня ночью в мое окно стучалась бабочка. Странно…Бабочка посреди зимы. Она влетела ко мне в комнату, мы с ней долго беседовали, она и рассказала мне грустную историю. А я поведаю ее вам, слово в слово.
СКАЗКА
В одном сказочном лесу, на волшебной полянке росли прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.
Подползет Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание…
И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар.
Прискачет Зайка-Трусишка, на лесную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом. И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.
Но однажды, случилось несчастье!
Прознала про эти «чудо - цветы» злая колдунья.
И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.
Но добрые цветы отказались помогать злой колдунье.
Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья.
«Раз вы отказываетесь исполнять мои желания» - сказала она.
« Тогда вы больше не сможете помочь никому» - и она произнесла свое страшное заклинание…
В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…
- Вот какая произошла грустная история!
- А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь? (выдвигают гипотезы)
- У меня есть волшебная краска…
И с помощью ее мы сможем оживить Чудесные цветы.
Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…
3 этап
Теперь я вам продемонстрирую ритуал «входа» в сказку, который использую с целью усиления детского воображения, мысленного перемещения в сказку
Вы не побоитесь отправиться вместе со мной в сказку?
- Ну! Тогда вперед!
Слайд 9
А проводит нас туда вот эта бабочка. (В руках держу бабочку)
- Как? Спросите вы!
Очень просто. Надо закрыть глаза и мысленно представить, как вы летите на крыльях этой бабочки в страну своей мечты.
(звучит музыка «Полёт бабочки», ритуал «входа» в сказку)
- Вот мы в сказке...
Слайд 10
- Но как же здесь грустно и уныло…
Глазам не верю, что раньше здесь была цветущая поляна.
Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть поляне прежнюю красоту.
4 этап
Сейчас мы проживем следующий этап – это решение проблемы. И наша с вами задача - расколдовать волшебные цветы.
(На столах – краска, кисти, листы с нарисованными воском цветами).
- Колдунья спрятала чудесные цветы на этих листах бумаги. Но когда волшебная краска попадет на цветок, он оживет…
(выполняют задание, наносят краску на лист бумаги.)
- Пока «дети» расколдовывают цветы, мы с вами поможем обитателям сказочной полянки, освободим их от заточения.
- Я хочу продемонстрировать вам один из приёмов - разгадывание сказочных загадок.
- Колдунья заперла их в тайной комнате, если мы отгадаем загадки, найдем ключ.
На экране тайная комната.
Слайд 11 – 24
- Замечательно! Ключ найден, откроем замок и выпустим пленников. А сейчас узнаем наши волшебники уже расколдовали цветы?
- Какая красота получилась…
Цветы «оживают» на экране – цветущая поляна
Слайд 25
- Цветы просыпаются. Они робко протягивают лепестки навстречу лёгкому ветерку. Солнце озарило всё вокруг ярким светом. Пробуждается жизнь на сказочной полянке. Какие мы молодцы! Мы настоящие добрые волшебники.
- Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность…
5 этап – Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние.
И прощаются со сказкой.
- Я вам предлагаю напоследок побывать на сказочной полянке, послушать, как весело стрекочут кузнечики и переговариваются пчелки, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание.
Слайд 26 (на ЭКРАНЕ слайды и звучит мелодия «Вальс цветов»)
Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!
Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!
- Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!
6 этап - Ритуал «выхода из сказки»
И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.
Слайд 27
- Волшебная бабочка прилетела за нами. Закроем глаза и представим, что бабочка на своих крыльях уносит нас обратно, но сказка не исчезнет, она останется навсегда в наших сердцах.
Слайд 28
7 этап
Заключительный этап – рефлексия. С целью выявления эмоционального состояния детей после проведенного занятия.
- Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель?
- Сейчас мы будем передавать бабочку, и расскажем, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить.
( передаем бабочку по кругу)
- Уважаемые коллеги, мне было с вами приятно сотрудничать.
Благодарю за внимание и участие в мастер-классе!
Слайд 15
Спасибо за внимание!
|